Охрана и укрепление здоровья воспитанников
МБДОУ «Детский сад №35 «Гнездышко».
Для реализации задач по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы необходимые условия: оборудован медицинский блок, выполняются санитарно – гигиенические требования, разработан рациональный режим дня и сетка занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 модель двигательного режима, циклограммы: «Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня» и «Использование нетрадиционных форм оздоровительной работы в группах дошкольного возраста в течение дня».
Деятельность воспитанников организована с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении.
Поэтому мы строим индивидуальный режим для каждого ребёнка, соблюдая при этом его образовательные потребности и возможности, а также все вышеперечисленные требования.
Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.
Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствует также функционирование в ДОУ специальных помещений. Смена видов деятельности и переход из группы в специальные помещения не только обеспечивают необходимую физическую активность отдельным группам мышц, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.
Для всех возрастных групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный период года). Для детей раннего возраста, впервые посещающих ДОУ, разработан специальный адаптационный режим. Также имеется гибкий режим дня на холодный период года и индивидуальный режим для детей после перенесённого заболевания. Все виды режима разработаны на основе требований 2.4.1.3049-13 и с учётом реализуемых программ.
Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование физической культуры детей и определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы ДОУ. Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.
С 2008 года педагоги нашего дошкольного учреждения строят свою деятельность по программе кандидата педагогических наук, доцента Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». В основу всей работы коллектива положен личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию и оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Следует отметить, что вся физкультурно-оздоровительная работа ДОУ носит комплексный характер, включающий развивающие и коррекционные технологии. В условиях вариативности образования на современном этапе система работы «Здоровый ребенок» корректируется и модернизируется, продолжается поиск наиболее рациональных и эффективных способов организации деятельности.
Оздоровительную работу курирует врач-педиатр МБУЗ Матвеево – Курганская ЦРБ, которая осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада.
Проводятся следующие профилактические мероприятия:
Медицинским персоналом ДОУ:
осмотр детей медсестрой во время утреннего приема;
антропометрические замеры 1 раз в 3 месяца детей от 2 до 3 лет и 1 раз в 6 месяцев детей от 3 до 7 лет;
анализ заболеваемости 1 раз в месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год;
ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
осмотр детей педиатром;
лечебно-профилактические мероприятия:
витаминотерапия;
иммуномоделирующая и противогриппозная терапия;
полоскание горла солевым раствором;
глюконат кальция и аскорбиновая кислота (2 раза в год);
в зимний период – фитонциды, с-витаминизация третьего блюда, кварцевание (холодный период);
разработаны индивидуальные программы для детей группы ЧБД;
Ежегодно проводятся профилактические прививки и вакцинация против гриппа.
Психологической службой:
Психолого-педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).
Социальная адаптация вновь поступивших детей.
Предупреждение и профилактика возможных отклонений в эмоционально-волевой сфере и развитии детей.
Коррекция и развитие эмоционально-волевой, личностной сферы и коммуникативной сферы.
Воспитателями:
Воспитание культурно – гигиенических навыков во время групповых и индивидуальных бесед, на материале дидактических игр и занятий на санитарно – гигиенические темы с показом наглядного материала.
Ежедневно проводятся закаливающие процедуры:
- группа раннего возраста 1 полугодие – воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по дорожке. 2 полугодие – контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
- 2 младшая группа Контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Полоскание рта после еды. Обширное умывание после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны.
- Средняя группа. Гимнастика. Контрастные воздушные ванны после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и сна. Полоскание рта после еды. Солнечные и воздушные ванны.
- Старшая и подготовительная группы. Контрастные воздушные ванны после сна. Взбадривающая гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и физкультурного занятия. Полоскание рта после еды.
детей.
Формы и методы оздоровления детей в МБДОУ «Детский сад №35 «Гнездышко»
Формы и методы |
Содержание |
|
1 |
Обеспечение здорового ритма жизни. |
- щадящий режим (адаптационный период) - гибкий режим; - организация микроклимата и стиля жизни группы; |
2 |
Физические упражнения |
- утренняя гимнастика; - физкультурно-оздоровительные занятия; - подвижные и динамичные игры; - профилактическая гимнастика; - спортивные игры; - пешие прогулки. |
3 |
Гигиенические и водные процедуры. |
- умывание; - мытье рук; - игры с водой; - посещение бассейна. |
4 |
Свето-воздушные ванны. |
- проветривание помещений; - сон при открытых фрамугах; - прогулки на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. |
5 |
Активный отдых |
- развлечения, праздники; - игры – забавы; - дни здоровья; - каникулы. |
8 |
Свето- и цветотерапия |
- обеспечение светового режима; - цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса. |
9 |
Музтерапия |
- муз. сопровождение режимных моментов; - муз. оформление фона занятий; - муз. театрализованная деятельность; |
10 |
Аутотренинг и психогимнастика |
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; - игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; - коррекция поведения. |
11 |
Спецзакаливание |
- босохождение; - обширное умывание; - дыхательная гимнастика. |
12 |
Пропаганда ЗОЖ |
- эколого-валеологический театр; - периодическая печать; - курс лекций и бесед; - спецзанятия. |
Предметом пристального внимания руководителя дошкольного учреждения остается организация здоровьесберегающей среды пребывания ребенка. Оздоровительная линия проходит и через предметную среду групп детского сада. Группы детского сада имеют центры физкультуры и оздоровления. Они оснащены стандартным и нетрадиционным оборудованием разной физической направленности. Оздоровительный и профилактический эффект имеют специально организованные уголки здоровья, уголки уединения. Систематизированная работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов медицинского персонала – важный фактор реализации всех разделов программы оздоровления детей.
По результатам ежегодного медицинского обследования детей группы проводится мониторинг здоровья и развития детей. Целенаправленная и разносторонняя работа по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий способствуют снижению заболеваемости детей.
Мониторинг заболеваемости детей МБДОУ «Детский сад №35 «Гнездышко»
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
Списочный состав детей |
55 |
50 |
Индекс здоровья |
36 |
36,3 |
% часто болеющих детей |
7 чел. |
7 чел. |
Благодаря проводимой работе, наметилась тенденция снижения уровня заболеваемости детей
Распределение детей по группам здоровья:
Группа здоровья |
2012 г. |
2013г. (5мес.) |
||
D I |
30 чел. 54,5% |
36 чел. 72% |
||
DII |
24 чел 43,7% |
13 чел 37 % |
||
D III |
1 чел. 1,8% |
1 чел 2 % |
ДОУ в основном посещают дети второй группы здоровья.
На графике видна положительная динамика увеличения детей с 1 и 2 группой здоровья. Наблюдается также динамика в улучшении группы здоровья детей в МДОУ:
Работа учреждения многогранна и многопланова. В центре всей этой огромной работы находится только ребенок. Это смысл и цель всей педагогической деятельности нашего коллектива.