Охрана и укрепление здоровья воспитанников
МБДОУ «Детский сад №35 «Гнездышко».
Для реализации задач по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы необходимые условия: оборудован медицинский блок, выполняются санитарно – гигиенические требования, разработан рациональный режим дня и сетка занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 модель двигательного режима, циклограммы: «Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня» и «Использование нетрадиционных форм оздоровительной работы в группах дошкольного возраста в течение дня».
Деятельность воспитанников организована с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении.
Поэтому мы строим индивидуальный режим для каждого ребёнка, соблюдая при этом его образовательные потребности и возможности, а также все вышеперечисленные требования.
Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.
Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствует также функционирование в ДОУ специальных помещений. Смена видов деятельности и переход из группы в специальные помещения не только обеспечивают необходимую физическую активность отдельным группам мышц, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.
Для всех возрастных групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и специфики сезона (на тёплый и холодный период года). Для детей раннего возраста, впервые посещающих ДОУ, разработан специальный адаптационный режим. Также имеется гибкий режим дня на холодный период года и индивидуальный режим для детей после перенесённого заболевания. Все виды режима разработаны на основе требований 2.4.1.3049-13 и с учётом реализуемых программ.
Здоровьесберегающая направленность воспитательно-образовательного процесса обеспечивает формирование физической культуры детей и определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы ДОУ. Одно из основных направлений физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ – это создание оптимальных условий для целесообразной двигательной активности детей, формирование у них необходимых двигательных умений и навыков, а также воспитание положительного отношения и потребности к физическим упражнениям.
С 2008 года педагоги нашего дошкольного учреждения строят свою деятельность по программе кандидата педагогических наук, доцента Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». В основу всей работы коллектива положен личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию и оздоровлению детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Следует отметить, что вся физкультурно-оздоровительная работа ДОУ носит комплексный характер, включающий развивающие и коррекционные технологии. В условиях вариативности образования на современном этапе система работы «Здоровый ребенок» корректируется и модернизируется, продолжается поиск наиболее рациональных и эффективных способов организации деятельности.
Оздоровительную работу курирует врач-педиатр МБУЗ Матвеево – Курганская ЦРБ, которая осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, даёт рекомендации родителям по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний, проводит совместную работу с педагогическим коллективом по реабилитации детей в условиях детского сада.
Проводятся следующие профилактические мероприятия:
Медицинским персоналом ДОУ:
осмотр детей медсестрой во время утреннего приема;
антропометрические замеры 1 раз в 3 месяца детей от 2 до 3 лет и 1 раз в 6 месяцев детей от 3 до 7 лет;
анализ заболеваемости 1 раз в месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год;
ежемесячное подведение итогов посещаемости детей;
осмотр детей педиатром;
лечебно-профилактические мероприятия:
витаминотерапия;
иммуномоделирующая и противогриппозная терапия;
полоскание горла солевым раствором;
глюконат кальция и аскорбиновая кислота (2 раза в год);
в зимний период – фитонциды, с-витаминизация третьего блюда, кварцевание (холодный период);
разработаны индивидуальные программы для детей группы ЧБД;
Ежегодно проводятся профилактические прививки и вакцинация против гриппа.
Психологической службой:
Психолого-педагогическая поддержка детей (охрана психического здоровья).
Социальная адаптация вновь поступивших детей.
Предупреждение и профилактика возможных отклонений в эмоционально-волевой сфере и развитии детей.
Коррекция и развитие эмоционально-волевой, личностной сферы и коммуникативной сферы.
Воспитателями:
Воспитание культурно – гигиенических навыков во время групповых и индивидуальных бесед, на материале дидактических игр и занятий на санитарно – гигиенические темы с показом наглядного материала.
Ежедневно проводятся закаливающие процедуры:
- группа раннего возраста 1 полугодие – воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по дорожке. 2 полугодие – контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны
- 2 младшая группа Контрастные воздушные ванны после сна. Гимнастика. Полоскание рта после еды. Обширное умывание после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Солнечные и воздушные ванны.
- Средняя группа. Гимнастика. Контрастные воздушные ванны после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и сна. Полоскание рта после еды. Солнечные и воздушные ванны.
- Старшая и подготовительная группы. Контрастные воздушные ванны после сна. Взбадривающая гимнастика после сна. Ходьба по корригирующим дорожкам. Контрастное обливание ног. Обширное умывание после утренней гимнастики и физкультурного занятия. Полоскание рта после еды.
детей.
Формы и методы оздоровления детей в МБДОУ «Детский сад №35 «Гнездышко»
| |
Формы и методы
|
Содержание
|
|
1
|
Обеспечение здорового ритма жизни.
|
- щадящий режим (адаптационный период)
- гибкий режим;
- организация микроклимата и стиля жизни группы;
|
|
2
|
Физические упражнения
|
- утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- подвижные и динамичные игры;
- профилактическая гимнастика;
- спортивные игры;
- пешие прогулки.
|
|
3
|
Гигиенические и водные процедуры.
|
- умывание;
- мытье рук;
- игры с водой;
- посещение бассейна.
|
|
4
|
Свето-воздушные ванны.
|
- проветривание помещений;
- сон при открытых фрамугах;
- прогулки на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
|
|
5
|
Активный отдых
|
- развлечения, праздники;
- игры – забавы;
- дни здоровья;
- каникулы.
|
|
8
|
Свето- и цветотерапия
|
- обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.
|
|
9
|
Музтерапия
|
- муз. сопровождение режимных моментов;
- муз. оформление фона занятий;
- муз. театрализованная деятельность;
|
|
10
|
Аутотренинг и психогимнастика
|
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;
- коррекция поведения.
|
|
11
|
Спецзакаливание
|
- босохождение;
- обширное умывание;
- дыхательная гимнастика.
|
|
12
|
Пропаганда ЗОЖ
|
- эколого-валеологический театр;
- периодическая печать;
- курс лекций и бесед;
- спецзанятия.
|
Предметом пристального внимания руководителя дошкольного учреждения остается организация здоровьесберегающей среды пребывания ребенка. Оздоровительная линия проходит и через предметную среду групп детского сада. Группы детского сада имеют центры физкультуры и оздоровления. Они оснащены стандартным и нетрадиционным оборудованием разной физической направленности. Оздоровительный и профилактический эффект имеют специально организованные уголки здоровья, уголки уединения. Систематизированная работа по охране и укреплению здоровья детей и физическому развитию, скоординированная и взаимосвязанная деятельность педагогов медицинского персонала – важный фактор реализации всех разделов программы оздоровления детей.
По результатам ежегодного медицинского обследования детей группы проводится мониторинг здоровья и развития детей. Целенаправленная и разносторонняя работа по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий способствуют снижению заболеваемости детей.
Мониторинг заболеваемости детей МБДОУ «Детский сад №35 «Гнездышко»
|
Показатели
|
2012 г.
|
2013 г.
|
|
Списочный состав детей
|
55
|
50
|
|
Индекс здоровья
|
36
|
36,3
|
|
% часто болеющих детей
|
7 чел.
|
7 чел.
|
Благодаря проводимой работе, наметилась тенденция снижения уровня заболеваемости детей
Распределение детей по группам здоровья:
|
Группа здоровья
|
|
2012 г.
|
|
2013г. (5мес.)
|
|
D I
|
|
30 чел. 54,5%
|
|
36 чел. 72%
|
|
DII
|
|
24 чел 43,7%
|
|
13 чел 37 %
|
|
D III
|
|
1 чел. 1,8%
|
|
1 чел 2 %
|
ДОУ в основном посещают дети второй группы здоровья.
На графике видна положительная динамика увеличения детей с 1 и 2 группой здоровья. Наблюдается также динамика в улучшении группы здоровья детей в МДОУ:
Работа учреждения многогранна и многопланова. В центре всей этой огромной работы находится только ребенок. Это смысл и цель всей педагогической деятельности нашего коллектива.