Занятие "Будь внимателен!".
Развитие произвольного внимания с детьми старшего возраста.
Педагог – психолог Аистова Елена Валерьевна
Цель: формирование высокого уровня произвольного внимания у детей.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания.
2. Развитие речи.
3. Тренировка навыков публичного устного ответа.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Сплочение коллектива.
Материалы к занятию:
1. Маленький мяч.
2. Картинки "Нелепица" по числу детей в группе.
3. Цветные карандаши.
Ход занятия
Упражнение "Кто это, что это?"
Педагог-психолог: "Ребята, мы сегодня будем тренировать внимание. Я прошу вас сейчас осмотреть все-все вокруг: и наш кабинет, и других ребят. Теперь я буду быстро бросать мяч кому-то из вас и задавать вопрос. Тот, у кого мячик, должен как можно быстрее ответить на мой вопрос. Понятно? Начинаем!
Назови и покажи мне:
* что-то в кабинете, имеющее голубой цвет;
* мальчика, у которого голубые глаза;
* что-то из стекла;
* девочку, у которой на одежде есть пуговицы;
* что-то тяжелое;
* то,что может открываться и закрываться;
* то, чего нет в обычном доме;
* то, что можно легко передвинуть на другое место;
* то, что зеленого цвета;
* девочку с косичкой (и т.п.)".
Упражнение "Нелепица"
Детям выдаются по две картинки "Нелепица". Первой педагог-психолог показывает черно-белую картинку: "Все найдите такую же картинку!".
Педагог-психолог: "Ребята, посмотрите на эту картинку. Она называется "Нелепица". Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно! Потому что на ней нарисованы нелепые события: то, как не бывает. Кто нашел что-то нелепое? Поднимаем руку, отвечаем. Еще, еще... Молодцы!"
Педагог-психолог следит за тем, чтобы дети давали ясные, полные, развернутые ответы с обоснованием того, почему относят деталь к нелепицам.
Затем детям предлагается цветная картинка.
Педагог-психолог: "Вторая картинка у нас по сложнее. Ищем нелепицы! Кто Хочет ответить? (Ответы детей.) А теперь возьмите цветные карандаши и аккуратно обведите на ваших картинках все нелепицы".
Физкультминутка
Педагог-психолог: "Теперь мы с вами, чтобы отдохнуть, сделаем зарядкудля пальчиков. Выполняем движения "Борцы". Надо сцепить мизинцы друг с другом и "побороться". Так же и с другими парами пальцев, приговаривая:
Цы-цы-цы-
Борются борцы.
Затем выполняем упражнение "Черепаха". Подушечками пальцев и нижней частью ладошки нужно касаться стола. Вытянуть указательный палец с упором на стол и потянуть весь "домик". Потом двигать остальными пальцами, имитируя ползание черепахи.
Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят черепахи".
Упражнение "Пол - потолок - нос"
Педагог-психолог: "А теперь, ребята станем в круг. Мы поиграем в игру "Пол - потолок - нос". Когда я говорю "пол", вы должны показать пальцем на пол. Когда говорю "потолок", покажите на потолок. Когда говорю "нос", дотрагиваемся до носа. Вы должны смотреть на меня и слушать меня. Я буду давать команды, которые вы должны выполнять. И я буду что-то показывать. Например, я скажу "пол" и покажу на пол. Но я могу сказать "пол", а показать на потолок или на нос. Я могу показывать правильно или пытаться сбить вас с толку. Постарайтесь не сбиться, следите за моими командами. Кто сбился - выходит из круга. Начали!".